Вася заболел и не пошел в школу. Уходя утром на работу, мама сказала Васе пить травяной чай, но строго-настрого запретила пить чай, температура которого больше 50°C. А чтобы отслеживать температуру, дала термометр. Вася вскипятил чайник и залил травяной сбор кипятком. Опустив в чашку термометр, он увидел, что столбик термометра поднялся до отметки 87°C. Вася засек время и стал наблюдать за температурой. Через минуту температура стала 83°C. Вася подумал, что если за минуту температура упала на 4°C, то до 50°C она будет падать еще 8 с лишним минут, и он запросто успеет посмотреть серию «Смешариков», которая длится 6 минут. Посмотрев мультфильм, Вася с удивлением обнаружил, что температура опустилась всего лишь до 66°C. Странно, подумал Вася, за 6 минут на 17°C. Ну раз так, тогда я еще одну серию успею посмотреть. За следующие 6 минут температура упадет еще на 17°C и станет 49°C. Вот тогда я свой чай и выпью! Посмотрев вторую серию «Смешариков», Вася взглянул на термометр и был поражен: чай имел температуру 56°C. Это было невероятно! Спрошу у мамы, подумал Вася и составил такую таблицу:
А потом решил еще составить таблицу не для абсолютной температуры, а для разницы между температурой чая и комнатной температурой, которая была 25°C.
Так через сколько же времени после заваривания Васин чай остынет до нужной температуры?
Ну и чаёк Вася заварил! Но ДАЖЕ с такой сложной задачкой сможет справиться ДАЖЕ восьмиклассник, умея пользоваться калькулятором CASIO fx-82ES (ДАЖЕ таким, потому что у них есть более крутые и навороченные). Ниже прикрепляю документ Word с возможным решением, использующим два замечательных режима калькулятора: режим статистики STAT и табличный режим TABLE. Классные режимы этого научного калькулятора — уникальные возможности для решения всевозможных задач! Кстати! Вторая часть решения может быть другой для старшеклассников, потому что они умеют логарифмировать. А вот для восьмиклассников возможность протабулировать любую функцию с любым шагом — это же шикарно! Если будут какие-то вопросы, дополнения, исправления — буду рада любым комментариям!
Красивое решение физической задачи с использованием возможностей научного калькулятора. Подобное решение задачи способствует развитию исследовательской деятельности учащихся. Вычисляя коэффициенты экспоненты, с помощью калькулятора ребята получают уравнение, которое описывает конкретный физический процесс остывания чая. По моему очень интересно.
В адрес администрации пришел отзыв на материал Сергея Талипова. Цитируем обращение! ____________________________
Уважаемый Сергей! С большим интересом ознакомился с Вашим материалом. За все время моей работы над проблемой использования калькулятора в учебном процессе Ваш материал – один из лучших. На его основе предлагаю Вам подготовить две статьи для журнала «Физика в школе»: одну – для учителей, работающих в профильных классах, вторую – для учителей основной школы. Первая Ваша статья практически готова. Необходимо только уложиться не больше, чем в 15 страниц (текст + рисунки), и придерживаться требований по оформлению материалов для публикации, которые, на всякий случай, я Вам посылаю. Вторую статью Вам надо подготовить. Поскольку работа по остыванию проводится в 7 классе, Ваш материал надо адаптировать к описанию конкретного урока в 7 классе по этой теме. Когда подготовите обе статьи, я как член редколлегии ж. «Физика в школе» отправлю их сам в журнал. Приложите Ваши полные Ф.И.О., номер школы, в которой Вы преподаете, электронный адрес, номер телефона.
С уважением, Никифоров Геннадий Григорьевич, к.п.н., ст.н.с. Лаборатории естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО. nikiforowgg@mail.ru 10.03.20